среда, 23 мая 2018 г.

8 класс обществознание
  Работа с текстом 
Каждый из нас несёт в себе черты своего народа, представляет окружающим, обществу и миру характерные черты поведения, речь, традиции своего народа. Эти черты называются этническими. «Этнос» по-древнегречески  народ. По мнению ряда исследователей, к главным признакам этноса относится общность территории проживания, языка, исторической судьбы. Огромное значение имеет также осознание людьми своей принадлежности к данному народу (этническое самосознание).
С древнейших времён человечество состоит из различных этносов.
Географическая (природная) среда  важнейшее условие возникновения и развития этноса. Она влияет, прежде всего, на материальную культуру народа, начиная с орудий труда и заканчивая  предметами быта. Так климат определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур.
Характерные особенности географической среды оказывают также определённое, чаще косвенное, влияние на отдельные стороны духовной культуры. Это воздействие выражается, прежде всего, в специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народов, связанные с условиями его обитания.
Находит отражение географическая среда в этническом самосознании народа. Картины окружающей природы запечатлеваются в  сознании людей в виде  представлений о «родной земле». Некоторые элементы ландшафта в виде зрительных образов (например, цветущая сакура у японцев) или географических названий (река Волга у русских) становятся своего рода символами этнической принадлежности.
Учёные спорят о степени влияния природной среды на развитие этносов. Одни считают это влияние очень значимым и во многом определяющим. Другие доказывают, что влияние этого фактора, включая и материальную сторону жизни, экономику, сейчас сравнительно невелико.
(Адаптировано по кн. Ю. Бромлея и Р. Подольного)
1.
В тексте приводятся две точки зрения на роль природы в развитии этноса. Выберите ту из них, которую Вы считаете более правильной. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Конец формы

Начало формы
2 На какие стороны жизни народа, по мнению авторов текста, влияет природная среда? (Укажите три стороны.)
Конец формы

Начало формы

 
Конец формы
Начало формы
3 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Конец формы

Начало формы
4 Известно, что у народов тропического пояса нет обрядовых праздников, связанных с сезонными циклами земледельческих работ. В то же время народы умеренных широт издревле отмечали начало весеннего сева, осенний праздник урожая и т.п. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.
Конец формы

Начало формы

5 Какие основные признаки этноса как социальной группы приведены в тексте? (Назовите четыре признака.)


Тест
1 вариант
1.      Считается, что люди, приехавшие в город Кызыл в Республике Тыва, обязательно должны прийти к каменной стелле, расположенной в географическом центре Азии  в месте слияния двух истоков реки Енисей. В этом проявляется действие

  
 1) 
этикета
  
 2) 
традиции
  
 3) 
права
  
 4) 
морали

2.      Ожидаемое от человека поведение, которое соответствует его социальному положению, называется
  
 1) 
социальным статусом
  
 2) 
социальной ролью
  
 3) 
авторитетом
  
 4) 
общественным престижем
3.      Установите соответствие между ситуациями и социальными ролями, которые эти ситуации иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  
СИТУАЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
А) 
Ученик К. интересуется работой
Федерального Собрания РФ.
Б) 
15-летний подросток в свободное от учёбы время трудится курьером.
В) 
Старшеклассники накануне Нового Года организовали праздник для
воспитанников детского дома.
Г) 
Студент С. приобрёл цифровой
фотоаппарат.
Д) 
Иван безвозмездно участвует в организации избирательной компании политической партии.

   
1) 
гражданин
2) 
работник
3) 
потребитель

4. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?  А. Социальные конфликты вызваны несовпадением интересов.   Б. Завершение конфликта  всегда связано с его благополучным разрешением.
  

5      Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?
  
 1) 
избиратель
  
 2) 
военнослужащий по призыву
  
 3) 
театральный зритель
  
 4) 
депутат парламента

6.Что является примером моральной нормы?
  
 1) 
Чистить зубы нужно 2 раза в день.
  
 2) 
Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом.
  
 3) 
На новоселье первой в квартиру должна зайти кошка.
  
 4) 
Нельзя бросать друга в трудной жизненной ситуации.
7.      Термины «традиции», «обычаи» используются в первую очередь для раскрытия понятия
  
 1) 
социальная структура
  
 2) 
социальная роль
  
 3) 
социальное неравенство
  
 4) 
социальные нормы
8. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Нередки случаи проявления отклоняющегося поведения в благополучных семьях. (Б)Семья не единственный институт в обществе, участвующий в социализации личности. (В)Хорошо бы каждый человек на протяжении всей жизни соблюдал позитивные нормы поведения, усвоенные в семье.
Определите, какие положения текста


  
1) 
отражают факты
2) 
выражают мнения
  


  


  


Комментариев нет:

Отправить комментарий